«Выгоднее, чем такси и Uber». В Минске запускают проект по каршерингу

9 декабря 2016 г. 11:45

На рынок перевозок Беларуси вот-вот придет новый игрок, который откроет незнакомую нам до сих пор услугу по каршерингу. Арендовать машину (без водителя) на короткое время, да хоть на пять минут, можно будет со смартфона буквально одним нажатием кнопки.

Во всяком случае, минская компания DriveTime заявляет именно о таких планах. Сервис позиционирует себя как новый вид общественного транспорта. И более выгодный, чем такси или Uber. У нас появились десятки вопросов, главный из которых такой: как в белорусских условиях, где есть жесткие меры по конфискации авто за пьяное вождение, вообще можно реализовать такой проект? Оказалось, это осознанный риск, а бизнес-модель основана на европейских, американских и российских примерах с поправкой на нашу специфику. Когда мы тестировали сервис DriveNow в Берлине, то мечтательно вздыхали: «Эх, нам бы такое!» Уж слишком много препятствий, в том числе законодательного характера, виделось для вхождения на наш рынок. Казалось, крупные игроки не пойдут на риски. Поэтому когда получили пресс-релиз о громком запуске от никому неизвестной компании, очень удивились и поначалу были настроены весьма скептически.

Некоторые сомнения были развеяны во время встречи с учредителями новой компании DriveTime — Иваном Дылевичем и Иваном Желтоногиным и представителем российской фирмы — разработчика технологии Mongeo Connected Technology Дмитрием Смирновым.

— У меня брат переехал жить в Германию. Первое, что он сделал, — продал машину. Сейчас для передвижения по городу использует велосипед и каршеринг, — рассказывает Иван Дылевич. — Я сам попробовал сервис и удивился, насколько это удобно. Так почему бы не реализовать такое в Беларуси? И вот около года мы уже плотно занимаемся проектом. Даже приступили к тестированию. Открытый его этап намечен на январь. Готовясь к встрече, мы пытались хоть что-нибудь узнать про компанию DriveTime, но сведений о ней практически нет. Этому, как оказалось, есть объяснение. По словам наших собеседников, фирма и торговый знак зарегистрированы совсем недавно — под проект каршеринга. Но основатели не новички в аренде автомобилей — более четырех лет занимаются прокатом машин, а стало быть, специфику знают не понаслышке.

На первых порах в Минске будет около 50 брендированных авто. Парк еще не сформирован, однако критерии определены — «бюджетники» российской сборки, в максимальной комплектации, с автоматической коробкой передач. Это могут быть Hyundai Solaris, Renault Sandero, Skoda Rapid и др. Когда речь зашла о принципах работы, нам это очень напомнило схему европейского DriveNow или российских «Делимобиля» и BelcaCar. Первым делом пользователю нужно прийти в офис и заключить договор. К моменту запуска будет работать несколько точек в Минске, впоследствии они появятся и в других городах Беларуси.

— Потребуются лишь паспорт и водительское удостоверение, в крайнем случае — медсправка (если в правах имеется отметка, что они без заключения врача недействительны), — отметили в DriveTime. Учредители компании уверяют, что кипу документов предоставлять не нужно, а вскоре, не исключено, регистрацию можно будет пройти вообще через приложение, выслав фото паспорта и водительского удостоверения. Однако есть несколько существенных ограничений: заключать договоры планируется только с более-менее опытными водителями. Не имеющим достаточного опыта может быть отказано.

Бóльшую часть времени наши личные автомобили стоят на парковках и ждут, пока мы работаем, утоляем голод или спим. Если задуматься, то машина, главное предназначение которой двигаться, в основном находится в статике. Каршеринг в корне ломает такой подход. С одной стороны, игрок зарабатывает на максимально выгодном использовании автомобиля, с другой — пользователи получают возможность не привязываться к конкретному транспортному средству, но все равно иметь под рукой условно свою машину.



Легкое, интуитивно понятное и простое приложение для вызова такси


Форма для онлайн заказа